КТО НЕ РИСКУЕТ, ТОТ НЕ ПЬЁТ ШАМПАНСКОЕ. КАЖДЫЙ ИЗ НАС ЗНАЕТ ЭТО ВЫРАЖЕНИЕ, НО НЕ КАЖДЫЙ ИСПОЛЬЗУЕТ ЕГО В СВОЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. А ВОТ ЖИЗНЬ ЦИРКОВЫХ АРТИСТОВ ИЗ ПРОСЛАВЛЕННОЙ ДИНАСТИИ ЗАРИПОВЫХ ПОСТОЯННО СВЯЗАНА С РИСКОМ ДЛЯ ЖИЗНИ.
Цирковые номера лихих наездников на протяжении многих
десятилетий удивляют и покоряютпублику
не тольков Узбекистане, но и
далекоза его пределами. Их выступления
демонстрирует единстволошади и
человека, они органичны, профессиональны и зажигательны. То, чтоэто настоящее искусство начинаешь понимать,
когда видишь мастерски отточенные трюки, которые выполняют артистына полном скаку без какой либостраховки.Джигитовка - это самый динамичный, темпераментный и зажигательный номер
в цирковом арсенале, корнями уходящей глубоко в историю узбекского народа. Исполнение некоторых
сложных трюковдоступно лишь единицам.
Сохранив свои самобытные национальные черты, джигитовка сегодня обрела новые
формы, новые трюки и новые постановочные решения. ОБ этом и многом другом
рассказывает заслуженный артист Узбекистана, руководитель номера “Амазонки
Узбекистана” Улугбек Зарипов
- У вас прекрасно подобранная программа – смотрится на одном дыхание.
Красивые молодые артисты, умные животные, яркие номера, свой, неповторимый
стиль джигитовки…
- В большей степени
это заслуга родоначальника и основателя цирковой династии моего деда – Карима
Зарипова. Он стал создателем номера ‘’Джигиты Узбекистана” и организатором
циркового коллектива и бабушки Муборак Зариповой – Первой Узбечки
Клоунессой,дрессировщицы лошадей и наездницы.
Продолжил семейную
традицию и его сын ХакимЗарипов,
руководитель “Джигиты Солнечного Узбекистана”, автор и наставник многих
номеров, а так же соавтор целого ряда проектов цирковых сооружений. Они шли к
успеху многие годы. Были не удачи, травмы, открытия. Высокий уровень джигитовки
в нашем цирке в значительнойстепени
достигнут благодаря прославленныммастерам
прошлого. Они усовершенствовали технику джигитовки, обогатили её многими трудными
и оригинальными трюками, которой до них некем не исполнялись.
В этом плане мне в некотором
плане повезло, так как я начал с использованияуже наработанного богатого опыта.А дальше начал пробовать и экспериментировать, вносить свой вклад в наше
фамильное дело.
-- Улугбек, расскажите пожалуйста
что за история связано с “Амазонками Узбекистана ”
- Этот номер был создан за короткий срок в начале 2007 года
и буквально через месяц состоялся его дебютв Ташкентскомгосударственном
цирке.В этом году мы были приглашены с
ним на гастроли в Китай, где в это время проходило празднование Дня
независимости, а так же открытие нового циркав городе Нанжине. Мы со своей программой принимали участиев этих торжествах.
28 октября в 2008 года “Амазонки Узбекистана” во время
представления установили мировой рекорд и были занесены в книгуRECORDSCHINNESS. Трюку, не имеющему аналогов в
мире, была дона самая высокая оценка в профессионализме и бесстрашиинаших наездниц. В это не малый в клад внёс
наставник и аксакал Узбекского цирка ХакимКаримович Зарипов.Рекордсменками стали Альбина Танашева, Ирина
Панкова и Евгения Боброва.Это одна из
высших наград, о которых только может мечтать артист.
Джигитовка один из самых сложных и опасных жанров циркового
искусства, в котором все элементы выполняются без страховки и наездникунужно проявлять не только всё сваё умение и
сноровку, но храбрость и силу воли. Не каждому мужчине это по плечу. Во время
выступления девушки с легкостью исполняют экстремальные, головокружительные вращения
на полном скаку виртуозно делают уникальные трюки и только профессионалы знают,
какого труда им это стояло. На сегодняшний деньамазонки могут представлять нашу страну на самых престижных
Международных Фестивалях цирка и завоёвывать самые высокие награды. В данный
момент, номер усложняется, оттачивается мастерство наездниц и доводится до
идеала но, как говорится совершенству нет предела. Хочется, надеется, что конная школа Зариповых,
который насчитывается более ста лет, ещё не раз удивит зрителей.
- Что же такого уникального в трюке, который
удостоился столь высокой оценки?
- в течение минуты девушки в вскакивают на мчащуюся во весь
опор лошадь, после чего одна из них пролезает под неё, вторая опускается в
длинный обрыв, а третья встает на спину животного в полный рост. В таком
положении они должны были проскакать ровно один круг, а за тем по одному
спрыгнуть с лошади. Сложность состояла в том, что во - первых время было
ограничено до одной минуты во – вторых всё это происходило на галопирующей
лошади и третьеэто то, что ни каждый
наездник- мужчина может повторить трюк наших амазонок.
Альбина, Ирина и Евгения мастерский справились с
поставленной задачей, чем удивили не только зрителей, но и искушенных в этом деле
профессионалов. Помимо всего прочего был ещё один нюанс, наездницам
пришлосьвыступать на лошадях, которые
представила Китайская сторона, так как по техническим причинам мы не смогли
вывести своих.
- Трудно ли было делать головокружительные
трюки верхом на незнакомых лошадях?
- Девочки быстро нашли общий язык с животными не смотря на
то , те по началу не подчинялись командам и проявляли свой крутой нрав. Любовью
и лаской наши Амазонки преодолели языковой барьер, вошли к ним в доверие, а
лошади сваю очередь не подвели во время выступлений. Так что особых проблем не
возникало кроме не удобств с манежем. На открытие нового цирка в городе
Нанжинегде проходило наше представление
во время выступления лошадь
поскользнулась и упала. Хорошо, что никто из наездников не пострадал. Это
произошло из -затого, что манеж не приспособлен
к работе на лошадях, а джигитовка очень травма опасно для них.
-Как вас встретила Китайская публика?
-Китайский зритель вообще очень “жадный” до всякого рода зрелищ, кроме того
местный цирк считается одним из лучших в мире, по этому очень ответственно
выступать перед искушенной публикой,которуютрудно чем- либо удивить.
К счастью нам это удалось, нас очень тепло принимали и подолгу не отпускали с
арены, требуя демонстрации всё новых и новых трюков.
-Улугбек, а на чём вы себя более комфортно чувствуете, на лошади или на
автомобиле?
- Забавно я как то не задумывался над этим. Думаю все
жена лошади,ведь это живое существо и с ней по крайне мере
можно договориться. Она всё понимает,
всё чувствует, реагирует на любое изменение настроение. за доброе отношение и
ласку отвечает взаимностью . Лошади самые умные животные. А машина для меня это
всего лишь средство передвижения, дающие определённый комфорт. Хотя и она
требует к себе внимания и заботы. В любом случае и водительские права и работа
на арене цирка это колоссальная ответственность, от которой зависит не только
мая жизнь, но и жизнь окружающих.
-Подозреваю, что вы такой же джигит за рулём как верхом на лошади?
- Водитель, я, хоть и быстрый, но очень аккуратный, не
позволяю себе терять контроль над ситуацией.Мая любовь к скорости ограничено рамками разумности. На арене кто более
ловкий и смелый, тот “на коне”. Не стандартные маневры там только
приветствуются, а на дороге такие номера не проходят. Здесь одно неверное
решение, однонеправильное движение и
можно очень серьёзно пострадать. Я стараюсь не забывать об этом.
За рулём я уже более 20лет. Водительскими премудростями
овладел достаточно быстро. Наверное, цирковым в этом плане легче, чем остальным
людям. Реакция и координация у нас лучше.
За свой долгий водительский стаж сменил не одну машину.
Сначала ездил на “копейки”, затем были “шестерка” и “девятка”. Сейчас передвигаюсь
на “нексии”, это рабочая “лошадка” в хорошем смысле слова и пока у меня не
возникалане предвиденных проблем с ней.
Страстная любовь к
лошадям наложила отпечаток и на моём авто, салон которого украшен
изображениямии вышивками этих
великолепных животных.
-Улугбек вам удалось побывать во многих городах Китая. Что можете сказать о
качестве Китайских дорог, о которых в последние время просто легенды ходят?
- Китай на сегодняшнийдень одна из наиболее развитых стран мира, и там существует прекрасная
сеть автомобильных дорог, мостов и развязок. Многие из них - платные. Подрядчики,
строящие платную дорогу обязаны в соответствии законодательством построить
параллельнуюбесплатную, но их качество
несколько хуже чем за счет экономии строй
материалов. Помимо автобанов, которые называются Expresswayили
просто EXPRWAY,существует
сеть обычных федеральныхнеплохого
качества. Проезд по платным магистралям стоит от $0.7 до $ 5 в зависимости от
протяженности участка.
Китайский опыт в строительстве дорог планируют перенимать
многие государства в мире.