Люди легко признаются
в том,. что не любят читать книги, ходить в кинотеатры, слушать камерную
музыку... Но открыться в том, что ты не любишь цирк, нелегко. Это равносильно
признанию того, что ты перестал быть ребенком. Почти все дети любят
представления клоунов, акробатов, жонглеров, и почти все взрослые хотят
подольше оставаться детьми.
Цирк у нас всегда
ассоциируется с праздником. А для кого-то это тяжелая работа. И вся жизнь.
Улугбек Зарипов
родился в цирковой семье. А это значит, что у него почти что не было шансов
стать кем-то, кроме как артистом цирка. Его дед, родоначальник и основатель
династии Карим Зарипов - был создателем номера «Джигиты Узбекистана» и
организатором циркового коллектива. Бабушка - Муборак Зарипова - стала первой
узбечкой клоунессой, а также успела попробовать себя в таких цирковых жанрах,
как дрессировщица лошадей и наездница. Дядя - Хаким Зарипов - продолжил
семейную традицию, став руководителем "Джигитов Солнечного
Узбекистана", автором и наставником многих номеров. Он по праву считается
одним из самых больших авторитетов циркового искусства. Отец и мама Улугбека,
Фахритдин Шарикбаев и Холида Зарипова не изменили семейной традиции, посвятив
свою жизнь цирку. Высокий уровень джигитовки в значительной степени достигнут
благодаря прославленным наездникам прошлого. Они усовершенствовали технику
езды, обогатили ее многими трудными и оригинальными трюками, которые ранее не
исполнялись. Им рукоплескали зрители не только в нашей республике, но и далеко
за ее пределами.
Сегодня Улугбек
Зарипов вносит свой вклад в фамильное дело. Под его руководством номер
«Амазонки Узбекистана» вошел в книгу RECORDS СHINNESSE - китайский аналог книги
рекордов Гиннесса. Нашему корреспонденту удалось встретиться с лихими наездницами
Альбиной Танашевой, Ириной Панковой и Евгенией Бобровой и их наставником.
НАШИМ АМАЗОНКАМ НЕТ РАВНЫХ!
-
За что вы удостоились столь высокой оценки в Китае?
Улугбек:
-
Наши Амазонки с легкостью исполняют экстремальные, головокружительные вращения
на полном скаку, виртуозно делают уникальные трюки, которые не каждый мужчина
рискнет повторить. Только профессионалы знают, какого труда это им стоит.
Номер,
который вошел в RECORDS CHINNESSE, не делает больше никто в мире. Сложность
его состоит в том, что в течение минуты девушки вскакивают на мчащуюся во весь
опор лошадь, после чего одна из них пролезает под нее, вторая опускается в
длинный обрыв, а третья встает на спину животного в полный рост. В этом
положении они должны были проскакать на галопирующей
лошади ровно один круг, а затем по одному спрыгнуть с
лошади. Альбина, Ирина и Евгения мастерски справились с поставленной задачей,
чем удивили не только зрителей, но и искушенных в этом деле профессионалов.
Этот
номер был создан за короткий срок в начале 2007 года, и буквально через месяц
состоялся его дебют в Ташкентском
государственном цирке. В этом году мы были приглашены с ним на
гастроли в Китай, где в то время проходило празднование Дня независимости, а
также открытие нового цирка в городе Нанжине. Мы со своей программой принимали
участие в этих торжествах. 28 октября 2008 года «Амазонки Узбекистана» во
время представления установили рекорд и заслужили высочайшее признание, о
котором только может мечтать артист. Помимо
всего прочего, был еще один нюанс: наездницам пришлось выступать на
лошадях, которые предоставила китайская сторона, так как по техническим
причинам мы не смогли вывезти своих.
- Трудно ли было
выступать и делать головокружительные трюки верхом на незнакомых лошадях?
Улугбек:
-
Девочки быстро нашли общий язык с животными, несмотря на то, что те поначалу
не подчинялись командам и проявляли свой крутой нрав. Любовью и лаской наши амазонки преодолели языковой барьер, вошли
к ним в доверие, а лошади в свою очередь не подвели во время выступлений. Так что особых проблем не возникло,
кроме неудобств с манежем. На открытии нового
цирка в городе Нанжине, где проходило наше представление, во время
выступления лошадь поскользнулась и упала. Хорошо, что никто из наездников не
пострадал. Это произошло из-за того, что манеж не приспособлен к работе на
лошадях, а джигитовка очень травмоопасна для
них.
Ира:
- У
нас все было настолько отрепетировано, что каждый шаг, каждый поворот, каждый
взмах руки был доведен до автоматизма.
А
лошадей нам предоставили все же цирковых, привыкших к манежу и зрителям. Да и
навыки работы с животными и тот неоценимый опыт дрессировки, которым с нами делятся
наши наставники Хаким Каримович и Улугбек Фахрит-динович, сделали свое дело.
Женя:
-
Вначале мы ухаживали за своими новыми партнерами,
подкармливали их всякими вкусняшками, так что они быстро поняли, что мы
не нанесем им вред и доверились во всем.
Альбина:
- Мы
настолько привязались и полюбили друг друга за время гастролей, что когда
пришло время расставаться, то и у лошадей, и у нас на глаза слезы наворачивались.
Мы делились с ними всеми своими горестями и радостями, они стали нам такими
родными, что момент прощания стал, пожалуй, самым серьезным испытанием.
- Чем отличается
китайский цирк от нашего?
Улугбек: - В Китае цирковое
искусство - очень уважаемое и престижное
занятие. Там совсем другая подготовка артистов, их начинают целенаправленно готовить с 5 лет. Старые
мастера арены ездят по стране и выискивают
талантливых детей, которых затем отправляют в цирковые интернаты,
имеющиеся в каждой провинции. В них дети живут до совершеннолетия и все время
посвящают тренировкам. Уже к двенадцати годам это профессионалы высочайшего
уровня, отличающиеся превосходным владением собственным телом. Причем у них нет
специализации на фокусников, жонглеров или эксцентриков. Китайские артисты не
только универсалы, а в акробатике и эквилибристике им практически нет равных.
Профессия циркового артиста в Китае очень высокооплачиваемая, но это
справедливая плата за непосильный многолетний труд.
- Как вас встретила
китайская публика?
Улугбек: - Китайский зритель вообще
очень «жадный»до всякого рода зрелищ, кроме того, на
сегодняшний день китайский цирк является
одним из лучших в мире. Поэтому очень ответственно было выступать перед
искушенной публикой, которую трудно чем-либо удивить. К счастью, нам это
удалось, нас очень тепло принимали и подолгу не отпускали с арены, требуя демонстрации
все новых и новых трюков.
-
Цирковые номера лихих наездников Зариповых на протяжении многих десятилетий
удивляют и покоряют публику. В чем ваш секрет?
Улугбек:
-
Джигитовка - это не только самый динамичный, темпераментный
и зажигательный номер в цирковом арсенале,
но и один из самых сложных и опасных. Цирковые наездники постоянно
рискуют жизнью, выполняя все элементы без страховки и к тому же на полном
скаку, проявляя не только все свое умение и сноровку, но храбрость и силу
воли. Здесь невозможен обман. Если, например, у певца болит горло, он может
выступить под «фанеру». На арене невозможно схалтурить, цирк - это самое
честное искусство. В театре можно и в полноги сыграть. У нас полсальто-мортале,
полстойки не сделаешь. Если не отдашь всего себя -номера не будет. Вот мы и оттачиваем
мастерство на репетициях и выкладываемся каждое выступление по полной
программе. Зрители это видят чувствуют и ценят.
- Что
главное в номере?
Улугбек: - Самое основное
- это трюк. Зритель приходит на
представление удивляться, радоваться, восхищаться, а порой и замирать от страха,
только конечно же ненадолго. Когда нам удается этого достичь, рождается
настоящий номер.
- А травмы
случаются во время выступлений? Как вывыходите из таких ситуаций?
Ира:
-
Если подвернула ногу или слегка потянула связки, то продолжаю работать
дальше. В любом случае выступление надо довести до конца. А вот за кулисами
начинаешь чувствовать боль и осознавать, что тебе плохо. Были случаи, когда
во время работы артисты ломали ребра и при этом не уходили с манежа до конца
номера.
- Удивительно,
что вы с такой легкостью говорите о травмах, тогда как любой другой человек
расписывалбы свои болезни во всех подробностях и с соответствующей интонацией.
Такое спокойное отношение к болезням характерно для всех цирковых артистов?
Альбина: - В цирке всегда работают до
последнего и на износ. Насморки, простуды -для нас это не повод брать
больничный лист. Артисты могут выступать с высокой температурой и к врачам
обращаются редко. Такие элементарные вещи, как ушибы, ссадины, надрывы связок
и мышц, мы, конечно, лечим сами. У всех цирковых есть свои рецепты.
- Вы о
лошадях знаете, наверное, все. Могут ли они вас чем-нибудь еще удивить?
Женя:
- Они
самые уникальные животные. С ними каждый раз открываешь для себя что-то новое.
Лошадь - это настоящий друг. Ее невозможно обмануть, она видит человека гораздо глубже, чем мы можем представить. Эти животные абсолютно
безошибочно определяют, какая от человека исходит энергия - злая или добрая.
Я уверена, что эти загадочные существа обладают необъяснимыми способностями,
которые человек до конца еще не изучил. Они умны, привязчивы и одухотворенны.
Порой лучше любого психолога определяют настроение и состояние, в котором ты
находишься.
- «Амазонки Узбекистана» могут
представлять нашу страну на самых престижных
Международных фестивалях и завоевывать самые высокие награды. Над чем
вы сегодня работаете?
Улугбек:
- В
данный момент, номер усложняется, обогащается новыми элементами и доводится
до идеала, но, как говорится, совершенству нет предела. Хочется надеяться,
что конная школа Зариповых, которой
насчитывается более ста лет, еще не раз поразит зрителей.